ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

К УЧЕБНОМУ  ПЛАНУ НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

МУДО «Дом детского и юношеского технического творчества»

 города Серпухова

 

Настоящий учебный план МУДО «Дом детского и юношеского технического творчества разработан на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
  • Конвекция о правах ребенка;
  • «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» от 04.07.2014 г. № 41;
  • Устав МУДО ДДЮТТ от 25 августа 2017 г.;
  • Программа развития МУДО ДДЮТТ;
  • Образовательная программа МУДО ДДЮТТ;
  • Лицензия 50Л01 № 0007852 от 20.06.2016.

Учебный план является нормативно-управленческим документом, функции которого связаны с организацией образовательного процесса, обеспечением сохранения специфики и развития системы дополнительного образования в МУДО ДДЮТТ.

Учебный план регламентирует образовательный процесс в МУДО ДДЮТТ вместе с календарным учебным графиком и расписанием занятий и предназначен для планирования образовательного процесса в учреждении.

Учебный план находится в непосредственной зависимости от образовательной программы МУДО ДДЮТТ  и является ее составной частью.

Учебный план является также руководящим самостоятельным документом, определяющим направленности, содержание образования и особенности организации образовательного процесса, отвечает целям и задачам дополнительного образования детей в МУДО ДДЮТТ.

 Учебный план дает возможность определиться в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, определить приоритетные направления в образовательной подготовке воспитанников. Учебный план учитывает интересы обучающихся, их родителей в развитии творческой деятельности и направленность интересов педагогических работников.    

  При составлении учебного плана учитываются требования:

  • полнота (обеспечение широты развития личности, учет социокультурных потребностей)
  • преемственность между ступенями обучения;
  • соответствие реальному времени (гибкость плана);
  •  «просчитанность» (четкая осознанность направленности плана, его особенностей, реальных возможностей, взаимодействия с определенными программами, перспективности).

Содержание учебного плана соответствует уровням освоения образовательной программы (ступени обучения), что определяет преемственность дополнительных образовательных программ. Учебный план МУДО ДДЮТТ определяет минимальное количество часов на освоение программ и определяет максимально возможную нагрузку на детей разного возраста, связанную с их физиологическими возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях:

  • для обучающихся 5 – 6 лет           2 – 4 часа в неделю;
  • для обучающихся 7 – 10 лет           4 – 6 часов в неделю;
  • для обучающихся 11 – 14 лет         4 – 6 часов в неделю;
  • для обучающихся 15 – 18 лет         4 – 6 часов в неделю.
  • Дошкольники (5-6 лет):  занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность не более 30 минут;
  • Школьники (7-17 лет): групповые – спаренные занятия 2 х 45 минут с перерывом 10 минут, в выходные дни и в каникулярное время – 3 х 45 минут с перерывом 10 минут через каждый час (академический – 45 мин.).

Уровень недельной нагрузки на воспитанника не превышает предельно допустимой, определенной требованиями СанПин.

Таким образом, учебный план отражает исходные данные для всех видов учебных занятий, а именно:

  • направленность;
  • название объединения;
  • название программы, срок реализации, возраст детей;
  • руководитель;
  • количество учебных часов;
  • часов в неделю;
  • количество групп;
  • год обучения;
  • наполняемость групп;

МУДО ДДЮТТ осуществляет образовательную деятельность в течение всего календарного года, включая каникулярное время: работу объединений постоянного состава – с 1 сентября по 31 мая, что составляет 36 учебных недель. В осенние, зимние, весенние каникулы деятельность МУДО ДДЮТТ направлена на организацию досуга,  а в летний период – на организацию массовых мероприятий для обучающихся ДДЮТТ и общеобразовательных школ города, проведение занятий  в школьных лагерях. 

Организация учебных занятий с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий с обучающимися в объединениях по интересам, составленным в соответствии с благоприятным режимом труда и отдыха обучающихся, возрастными особенностями детей, санитарно-гигиеническими нормами. В расписании указывается время, место и продолжительность занятий. Расписание работы педагогов и общее расписание утверждается директором МУДО ДДЮТТ. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной необходимостью. Допускается разовый перенос занятий педагогами по согласованию с администрацией учреждения.

Учебный план, составленный с учетом кадрового потенциала и материальной базы, предусматривает реализацию 30 дополнительных образовательных программ по 4 направленностям:

  • техническая;
  • художественная;
  • социально-педагогическая;
  • физкультурно-спортивная.

Комплексная оценка качества образовательных программ соответствует социальному заказу, сохранности контингента обучающихся, высоким результатам воспитанников объединений. Все программы дополнительного образования в МУДО ДДЮТТ отвечают необходимым требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с нормативными документами.

В  своей  деятельности  педагоги  ДДЮТТ  используют  типовые  программы,  утвержденные  Министерством  образования  РФ,  авторские  программы, модифицированные, экспериментальные   и  составительские  программы.

Высокая  степень  вариативности  образовательных  программ  МУДО ДДЮТТ  способствует  тому,  что  каждый  ребенок  может  выбирать  образовательное  направление,  отвечающее  его  интересам  и  склонностям,  выбирать  объем  и  темп  освоения  образовательной  программы.  Педагогический  коллектив  стремится  создать  условия  для  развития  и  самореализации  способностей  воспитанников,  повысить  интеллектуальный  уровень  детей,  создать  благоприятные  условия  для  жизнедеятельности  детей  в  коллективе  и  самоуправления  детей,  воспитать  у  детей  умения  находить  перспективные  пути  собственного  развития.

Организация учебно-воспитательного процесса в ДДЮТТ характеризуется следующими особенностями:

  • учащиеся проходят обучение в свободное от основной учебы время;
  • каждый ребенок может выбирать образовательные направленности, отвечающие его интересам и склонностям;
  • ребенок может выбирать объем и темп освоения образовательной программы;
  • ребенок может сочетать различные образовательные направленности;
  • разнообразие предлагаемых педагогических программ;
  • расширение границ коллективного и личностного самоопределения;
  • организация коллективной деятельности.

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом.

По окончании обучения учащиеся по желанию могут продолжать обучение в ДДЮТТ, выбирая любую направленность.

Педагогический процесс отличается разнообразием приемов и способов группового и индивидуального взаимодействия с личностью.

В 2018 – 2019 учебном году образовательная деятельность планируется в 58 учебных группах 1-ого – 2-го и 3 –го годов обучения:

на бюджетной основе: по 1- ому году – 136 часа;

                                       по 2- ому году -  86 часа;

                                       по 3 –ему – 4 часа.

                                       вакансия – 4 часа.

на платной основе: по 1 –ому году - 6 часов.

План рассчитан на использование 230 педагогических часов (на бюджетной основой).

Обучение учащихся в объединениях дополнительного образования в МУДО ДДЮТТ обеспечивает разнообразные потребности учащихся и направлено на:

  • сохранение, физического, психологического и нравственного здоровья ребенка;
  • выявление и поддержку одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению;
  • формирование сплоченного и творческого школьного коллектива;
  • воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, представителям этнических и культурных групп;
  • разработку и реализацию комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, на воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам.
  • воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, в том числе и выбору профессии.

Данный учебный план позволяет:

  • учесть интересы и возможности обучающихся;
  • учесть профессиональный потенциал педагогического коллектива;
  • сохранить единое образовательное пространство.

Учебный план утвержден Директором МУДО ДДЮТТ.

Программы дополнительного образования являются модифицированными, составленными преподавателями на основе существующих программ. Занятия предусматривают чередование форм работы (теоретические и практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые и деловые игры, соревнования, конкурсы).

МУДО ДДЮТТ располагает материально-технической базой, высококвалифицированными специалистами для ведения кружковой работы.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся

Для отслеживания результатов деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Показателем успешной работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д.

Списки используемой литературы, методических пособий, познавательной литературы для учащихся, материально-техническое оснащение занятий прописаны педагогами индивидуально в каждой образовательной программе.